Небезпечні гідрометеорологічні явища за прогнозом
 на р. Дунай - І рівень небезпеки

Навігація на гідротехнічних спорудах р. Дніпро закрита. Інформацію з питань роботи на ВВШ можна отримати в робочі дні на Регіональних центрах РІС та цілодобово на Головному центрі РІС.

  У зв'язку з технічними роботами  можливі обмеження доступу  до сайту 

 У зв'язку із заходами по боротьбі з розповсюдженням коронавируса COVID-19  обмежено судноплавство на Дунаї. Посилання  

Річкова інформаційна служба України

Новини

Речному судоходству - европейские стандарты 31.03.2014

Речному судоходству - европейские стандарты

Речная информационная служба — это современная гармонизированная служба сбора, обработки и анализа информации для обеспечения речного судоходства, которая отвечает ев-ропейским стандартам и директивам ЕЭК ООН. К важнейшим задачам, которые призвана решить РИС, относятся информационное обеспечение судоходства, создание условий для безопасной перевозки пассажиров и грузов, оптимизация перевозок на внутренних водных путях государства.

До создания РИС связь с судами на реке Днепр (а это более 900 км) поддерживалась только в шести точках — на судоходных шлюзах. Не было и системы, которая бы позволяла контролировать движение судов по всему судоходному пути реки — после выхода судна из шлюза судно терялось, никто не знал, что с судном, где оно находится.

Ядром системы является программно-аппаратный комплекс сети базовых станций АИС на основе программного продукта Transas AIS Network и базовых станций АИС Т-214 производства компании «Транзас». Аппаратно-программный комплекс речной информационной службы позволяет контролировать движение всех судов, оборудованных судовыми автоматизированными идентификационными системами (АИС). Благодаря тому, что на шлюзах размещены операторы РИС, мы имеем возможность фиксировать движение тех судов, которые еще не оборудованы судовыми АИС, то есть мы мониторим в целом всю обстановку на реке.

На Дунае функции РИС выполняет Служба регулирования движения филиала «Дельта лоцман» Администрация морских портов Украины.

РИС не только обнаруживает и отслеживает движение судов в зоне свое­­­­­го действия, но и осуществляет круглосуточное информационное обеспечение судоходства путем предоставления потребителям географической, гидрометеорологической и административной информации. Предоставляет сведения об изменениях в работе средств навигационного оборудования (СНО),

об угрозах развития ситуации опасного сближения с другими судами, об отклонении судов от безопасного маршрута движения и т.д. Вся эта информация доступна судоводителям, судовладельцам и другим заинтересованным лицам в режиме «онлайн».

Официальный веб-сайт РИС ukrris. com.ua в режиме реального времени предоставляет информацию о движении судов по ВВП как на стилизованной карте (Google), так и на карте АИС. На веб-сайте РИС авторизированный пользователь получает сведения о фарватере (уровень воды, габариты судового хода, данные о состоянии навигационной обстановки), сообщения о метеоусловиях и другую путевую информацию. Сообщения формируются на основе официальной информации ГП «Укрводпуть», ГУ «Госгидрография», Укрморречинспекции, Дунайской и Светловодской гидрометеообсерваторий. Веб-сайт дает информационные сообщения по водохранилищам и судоходным путям, есть специальный раздел, посвященный опасностям и чрезвычайным ситуациям, который особо интересен и полезен правоохранительным органам, службам МЧС, экологической и таможенной службам, другим структурам, участвующим в организации безопасности перевозки пассажиров и грузов.

Информационные страницы сайта предоставляют потребителям административную информацию лоцманской службы, информацию о параметрах шлюзов, их размерах, порядке и сто-имости шлюзования, мостах, портах, причалах и другую.

В РИС реализован ряд элементов «е-навигации», в том числе возмож-ность автоматизированного обмена информацией по каналу АИС «Берег-судно», «Судно-берег», автоматическая рассылка сообщений в адрес конкретного судна или на группу судов региона, мониторинг средств навигационного обеспечения с использованием технологии AIS AtoN, передача дифференциальных поправок ГНСС и других.

Инновационным отличием разработанной системы является процедура подготовки и рассылки извещений судоводителям (Notices to skippers) в соответствии с европейским стандартом, позволяющим получать их на 24 европейских языках. Такое решение создает благоприятные условия для навигации иностранных судов на ВВП Украины.

 Следует отметить, что в соответствии с техническим заданием в аппаратно-программном комплексе РИС предусмо­трен интерфейс для возможного обмена информацией по судоходству в режи­ме реального времени с аналогичными службами сопредельных стран.

Сегодня на сайте РИС зарегистри­ровано около 700 пользователей, ко­торые имеют возможность получить информацию о фарватере (габариты су­дового хода по 19 участкам р. Днепр, габариты судовых проходов под мо­стами и воздушными переходами), об уровнях воды по 20 основным водо­мерным постам на р. Днепр и 3 по­стам на р. Дунай.

Сайт РИС Украины предоставляет авторизованным пользователям прогно­зы погоды: на текущий день, на оче­редные сутки и ледовую информацию.

Возможности сайта позволяют со­бирать и систематизировать инфор­мацию по передвижению грузов по рекам, что очень пригодится компа­ниям, отрабатывающим логистику своих перевозок.

Кроме этого, судоводителям предо­ставляются и соответствующие реко­мендации по очередности движения, времени начала движения, маршру­та, скорости и интервалов движения, мест якорных стоянок. Технически сайт дает возможность на карте АИС уви­деть трек движения судна за сутки и за рейс. Последнее позволяет решать основную цель РИС — оптимизировать перевозки на реках, сделав их комфорт­ным судоходным путем как для грузо­вых, так и пассажирских перевозок.

За навигацию 2013 года операто­рами РИС выполнен мониторинг око­ло 3 тыс. судопоходов по Днепру, во время которых было перевезено более 3,5 млн тонн грузов, более 2 тыс. кон­тейнеров и более 14 тыс. пассажиров.

Об изменениях навигационной об­становки на ВВП создано и помещено на веб-сайте около 18 тыс. извещений судоводителям. Из них штормовых предупреждений — более 2,5 тыс., об уровнях воды — около 6 тыс., об из­менениях состояния СНО — более 700 извещений. Операторами субцентров РИС по радиосвязи на каналах УКВ и сети АИС предоставлена информа­ция о безопасности около 3 тыс. судов.

Структура РИС внутренних водных путей включает:

■   РИС р. Днепр — 6 субцентров, рас­положенных на шлюзах Днепра,

24 береговых станции АИС (автоматические посты РИС),

   РИС р. Дунай включает 3 субцен­тра, расположенных на постах ре­гулирования движения филиала «Дельта-лоцман» ГП «АМПУ» и 2 автоматических поста АИС;

   главный центр РИС в г. Одессе, где идет обработка информации и уп­равление субцентрами;

   единая система связи, которая по­зволяет не только обмен информа­ции внутри сети, запись и воспроиз­ведение видео- и аудиоинформации, но управление и удаленный кон­троль работоспособности всех эле­ментов сети.

Автоматические посты РИС расположены в контейнерах мобильного провайдера КиевСтар,

Не менее важным шагом при реа­лизации проекта РИС была разработ­ка ГУ «Госгидрография» электронных карт бассейнов рек Днепр и Дунай. До сих пор судоводителями исполь­зовались устаревшие навигационные карты 70—80-х годов прошлого века, которые периодически корректирова­лись. Теперь каждый участник водно­го движения может воспользоваться новыми современными навигацион­ными картами — как в электронном, так и в бумажном виде. Сейчас прово­дится работа по замене стандарта реч­ных электронных карт стандарта 1.02 на международный стандарт 2.0, кото­рый позволит в автоматическом режи­ме на борту судна вводить всю инфор­мацию по судоходному ходу.

Возрождение торгового судоходства на реках Украины зависит от увеличе­ния объемов перевозок, их экономической и инвестиционной привлекатель­ности и роста спроса на них. При этом действующее законодательство долж­но обеспечивать сбалансированность всего комплекса экономического, со­циального и экологического аспектов этой проблемы. И первый, пожалуй, самый трудный шаг на пути восстанов­ления речного судоходства уже сделан.

Создание РИС было возможно только на базе большой кропотли­вой работы, проделанной предприя­тиями Министерства инфраструкту­ры Украины по созданию электронных карт и лоций рек Днепр и Дунай.

Проект речной информационной службы Украины UkrRIS зарегистри­рован на портале речной информацион­ной службы Европы (ris.eu/projects/49/ ukrris), что способствует его продви­жению к взаимному обмену информа­цией РИС с сопредельными странами.

Пусть пока не все задачи решены, но «фундамент» заложен: созданная Речная информационная служба предоставляет информационно-логистические услуги судоводителям, судовладельцам, порто­вым операторам, экспедиторам — то, без чего сегодня немыслимо организовать грузоперевозки. Внедрение РИС объ­ективно способствует упрощению про­хождения судами внутренних водных путей, повышает уровень контроля за движением судов, а значит, будет спо­собствовать снижению количества ава­рийных происшествий. Ожидать такие результаты вполне реально, учитывая практику использования аналогичных систем в Европе. 


Возврат к списку