
Речному судоходству - европейские стандарты
Речная информационная служба — это современная гармонизированная служба сбора, обработки и анализа информации для обеспечения речного судоходства, которая отвечает ев-ропейским стандартам и директивам ЕЭК ООН. К важнейшим задачам, которые призвана решить РИС, относятся информационное обеспечение судоходства, создание условий для безопасной перевозки пассажиров и грузов, оптимизация перевозок на внутренних водных путях государства.
До создания РИС связь с судами на реке Днепр (а это более 900 км) поддерживалась только в шести точках — на судоходных шлюзах. Не было и системы, которая бы позволяла контролировать движение судов по всему судоходному пути реки — после выхода судна из шлюза судно терялось, никто не знал, что с судном, где оно находится.
Ядром системы является программно-аппаратный комплекс сети базовых станций АИС на основе программного продукта Transas AIS Network и базовых станций АИС Т-214 производства компании «Транзас». Аппаратно-программный комплекс речной информационной службы позволяет контролировать движение всех судов, оборудованных судовыми автоматизированными идентификационными системами (АИС). Благодаря тому, что на шлюзах размещены операторы РИС, мы имеем возможность фиксировать движение тех судов, которые еще не оборудованы судовыми АИС, то есть мы мониторим в целом всю обстановку на реке.
На Дунае функции РИС выполняет Служба регулирования движения филиала «Дельта лоцман» Администрация морских портов Украины.
РИС не только обнаруживает и отслеживает движение судов в зоне своего действия, но и осуществляет круглосуточное информационное обеспечение судоходства путем предоставления потребителям географической, гидрометеорологической и административной информации. Предоставляет сведения об изменениях в работе средств навигационного оборудования (СНО),
об угрозах развития ситуации опасного сближения с другими судами, об отклонении судов от безопасного маршрута движения и т.д. Вся эта информация доступна судоводителям, судовладельцам и другим заинтересованным лицам в режиме «онлайн».
Официальный веб-сайт РИС ukrris. com.ua в режиме реального времени предоставляет информацию о движении судов по ВВП как на стилизованной карте (Google), так и на карте АИС. На веб-сайте РИС авторизированный пользователь получает сведения о фарватере (уровень воды, габариты судового хода, данные о состоянии навигационной обстановки), сообщения о метеоусловиях и другую путевую информацию. Сообщения формируются на основе официальной информации ГП «Укрводпуть», ГУ «Госгидрография», Укрморречинспекции, Дунайской и Светловодской гидрометеообсерваторий. Веб-сайт дает информационные сообщения по водохранилищам и судоходным путям, есть специальный раздел, посвященный опасностям и чрезвычайным ситуациям, который особо интересен и полезен правоохранительным органам, службам МЧС, экологической и таможенной службам, другим структурам, участвующим в организации безопасности перевозки пассажиров и грузов.
Информационные страницы сайта предоставляют потребителям административную информацию лоцманской службы, информацию о параметрах шлюзов, их размерах, порядке и сто-имости шлюзования, мостах, портах, причалах и другую.
В РИС реализован ряд элементов «е-навигации», в том числе возмож-ность автоматизированного обмена информацией по каналу АИС «Берег-судно», «Судно-берег», автоматическая рассылка сообщений в адрес конкретного судна или на группу судов региона, мониторинг средств навигационного обеспечения с использованием технологии AIS AtoN, передача дифференциальных поправок ГНСС и других.
Инновационным отличием разработанной системы является процедура подготовки и рассылки извещений судоводителям (Notices to skippers) в соответствии с европейским стандартом, позволяющим получать их на 24 европейских языках. Такое решение создает благоприятные условия для навигации иностранных судов на ВВП Украины.
Следует отметить, что в соответствии с техническим заданием в аппаратно-программном комплексе РИС предусмотрен интерфейс для возможного обмена информацией по судоходству в режиме реального времени с аналогичными службами сопредельных стран.
Сегодня на сайте РИС зарегистрировано около 700 пользователей, которые имеют возможность получить информацию о фарватере (габариты судового хода по 19 участкам р. Днепр, габариты судовых проходов под мостами и воздушными переходами), об уровнях воды по 20 основным водомерным постам на р. Днепр и 3 постам на р. Дунай.
Сайт РИС Украины предоставляет авторизованным пользователям прогнозы погоды: на текущий день, на очередные сутки и ледовую информацию.
Возможности сайта позволяют собирать и систематизировать информацию по передвижению грузов по рекам, что очень пригодится компаниям, отрабатывающим логистику своих перевозок.
Кроме этого, судоводителям предоставляются и соответствующие рекомендации по очередности движения, времени начала движения, маршрута, скорости и интервалов движения, мест якорных стоянок. Технически сайт дает возможность на карте АИС увидеть трек движения судна за сутки и за рейс. Последнее позволяет решать основную цель РИС — оптимизировать перевозки на реках, сделав их комфортным судоходным путем как для грузовых, так и пассажирских перевозок.
За навигацию 2013 года операторами РИС выполнен мониторинг около 3 тыс. судопоходов по Днепру, во время которых было перевезено более 3,5 млн тонн грузов, более 2 тыс. контейнеров и более 14 тыс. пассажиров.
Об изменениях навигационной обстановки на ВВП создано и помещено на веб-сайте около 18 тыс. извещений судоводителям. Из них штормовых предупреждений — более 2,5 тыс., об уровнях воды — около 6 тыс., об изменениях состояния СНО — более 700 извещений. Операторами субцентров РИС по радиосвязи на каналах УКВ и сети АИС предоставлена информация о безопасности около 3 тыс. судов.
Структура РИС внутренних водных путей включает:
■ РИС р. Днепр — 6 субцентров, расположенных на шлюзах Днепра,
24 береговых станции АИС (автоматические посты РИС),
■ |
■ РИС р. Дунай включает 3 субцентра, расположенных на постах регулирования движения филиала «Дельта-лоцман» ГП «АМПУ» и 2 автоматических поста АИС;
■ главный центр РИС в г. Одессе, где идет обработка информации и управление субцентрами;
■ единая система связи, которая позволяет не только обмен информации внутри сети, запись и воспроизведение видео- и аудиоинформации, но управление и удаленный контроль работоспособности всех элементов сети.
Автоматические посты РИС расположены в контейнерах мобильного провайдера КиевСтар,
Не менее важным шагом при реализации проекта РИС была разработка ГУ «Госгидрография» электронных карт бассейнов рек Днепр и Дунай. До сих пор судоводителями использовались устаревшие навигационные карты 70—80-х годов прошлого века, которые периодически корректировались. Теперь каждый участник водного движения может воспользоваться новыми современными навигационными картами — как в электронном, так и в бумажном виде. Сейчас проводится работа по замене стандарта речных электронных карт стандарта 1.02 на международный стандарт 2.0, который позволит в автоматическом режиме на борту судна вводить всю информацию по судоходному ходу.
Возрождение торгового судоходства на реках Украины зависит от увеличения объемов перевозок, их экономической и инвестиционной привлекательности и роста спроса на них. При этом действующее законодательство должно обеспечивать сбалансированность всего комплекса экономического, социального и экологического аспектов этой проблемы. И первый, пожалуй, самый трудный шаг на пути восстановления речного судоходства уже сделан.
Создание РИС было возможно только на базе большой кропотливой работы, проделанной предприятиями Министерства инфраструктуры Украины по созданию электронных карт и лоций рек Днепр и Дунай.
Проект речной информационной службы Украины UkrRIS зарегистрирован на портале речной информационной службы Европы (ris.eu/projects/49/ ukrris), что способствует его продвижению к взаимному обмену информацией РИС с сопредельными странами.
Пусть пока не все задачи решены, но «фундамент» заложен: созданная Речная информационная служба предоставляет информационно-логистические услуги судоводителям, судовладельцам, портовым операторам, экспедиторам — то, без чего сегодня немыслимо организовать грузоперевозки. Внедрение РИС объективно способствует упрощению прохождения судами внутренних водных путей, повышает уровень контроля за движением судов, а значит, будет способствовать снижению количества аварийных происшествий. Ожидать такие результаты вполне реально, учитывая практику использования аналогичных систем в Европе.